Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
*Виды функциональной грамотностиЧитательская грамотностьспособность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизниЕстественнонаучная грамотностьспособность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеямиМатематическая грамотностьспособность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструментыФинансовая грамотностьсовокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.Креативное мышлениеспособность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.Глобальные компетенциисочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (скачать)
Приказ министерства образования Саратовской области от 19.09.2023 № 1641 Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области на 2023/2024учебный год (скачать)
Приказ министерства образования Саратовской области об утверждении Концепции управления качеством образования в Саратовской области (скачать)
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГАОУ СО «СОШ № 2 УИП им. В.П. Тихонова» (скачать)
Полезные ссылки
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Он-лайн уроки по финансовой грамотности
- Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности_ФИПИ
- Видео_Математическая грамотность особенности формирования и диагностики_ИРО
- Видео_Преподавание финансовой грамотности в общеобразовательной организации в контексте обновленных ФГОС
- Инструменты формирования функциональной грамотности в начальной школе. Приёмы работы на уроке
- Видео «Марафон функциональной грамотности. Диалог: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам ФГ».
- Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»